Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Дорожить каждым человеком

17.12.13

Чего люди ждут от священников? Думаю, что люди церковные, приходящие в храм, и люди, еще не переступившие его порога и наблюдающие за священниками сквозь призму телевизора, новостей и Интернета, ждут разного. Человек, приходящий в храм, на исповедь или просто на беседу, за советом, ждет живого к себе внимания, живого, неформального и неподдельного интереса к своей личности или хотя бы намека на него. Это — как минимум…

Как максимум — наверное, человеку хотелось бы чувствовать, что для священника он, его душа — это нечто неизмеримо важное и уникальное, бесконечно ценное и единственное в своем роде. Что священник всматривается в его душу, любит и жалеет ее, восхищается ее красотой и скорбит о тех ранах, которые наносит ей грех. Мне кажется, что в таком ожидании, в таком желании нет ничего эгоистичного, гордого. По крайней мере, хочется на это надеяться. Ведь именно так к нам относится Бог, и Он же заложил в нас эту потребность глубокого общения и любви — потребность, чтобы тобой дорожили так, как будто ты у Бога такой один. И Бог ведь действительно дорожит каждым.

Требовать такого отношения от каждого священника, конечно, невозможно. Это уже уровень отношений духовного отца и его чада. Но образец, эталон, наверное, должен быть именно такой.

Что касается лично меня, то мне бывает очень важно, как ведет себя священник на исповеди, насколько внимательно слушает, понимает ли мою боль, чувствует ли ее, способен ли хотя бы немного сострадать, ну или просто не осуждать. Потому что исповедь — это всегда тяжело. Легко бывает редко. И тут важна каждая деталь. Для меня бывает утешением, даже если священник просто кивнет головой. Слава Богу, думаешь в такой момент, батюшка меня слышит, он меня понимает. Это как-то воодушевляет. Еще больше сил придает даже самая короткая молитва исповедующего священника. Если батюшка, благословляя, говорит что-то вроде «Помоги вам Господи» — то это уже предел ожиданий, больше ничего и не надо…

Отрадно, когда священник сострадает исповедующемуся у него человеку. Хотя как можно сострадать всем и каждому, я, честно говоря, не представляю. Огромный поток людей ведь проходит через твои руки, уши, сердце, такое количество грехов, скорбей, боли… И кажется, что должна возникнуть какая-то естественная реакция психики — желание закрыться, отгородиться от этого всего, поставить на пути этого потока какое-то каменное препятствие, чтобы не проникала эта боль в твое сердце.

Как иным священникам удается это препятствие не ставить и при этом не ломаться и не сгорать — для меня загадка. Видимо, это тайна Божией благодати, которая подается священнику вместе с саном и помогает правильно ко всему относиться. Поэтому требовать от священника чего-то сверх этого, мне кажется, было бы неправильно. То, что есть, — уже очень много.

Может быть, кому-то из людей церковных хотелось бы, чтобы все священники как один обладали какими-то невероятными духовными дарами, были умудрены от Бога и прозорливы, могли дать глубокий, ценный совет. Их не устраивает, если священник говорит с ними просто и дает совет, какого они не ждали или который кажется им примитивным. Такие возмущения иногда приходится читать в Интернете — люди делятся советами, которые священники им дали на исповеди и которые кажутся им смешными. Помнится, одна девушка иронично писала, что рассказала священнику на исповеди о своих проблемах, свидетельствующих, видимо, о невероятно глубоком ее внутреннем мире, а он ей сказал, что… надо слушаться маму. И девушка была возмущена: как это он мне, взрослому человеку, такое советует: «Невежество и формализм!».

Мне кажется, что реагировать на такие претензии священники вовсе не обязаны, потому что продиктованы они бывают высоким мнением жалующегося о себе. Сказали тебе — надо слушаться маму, значит, надо слушаться! В каком бы возрасте ты ни была. И пусть даже батюшка «не попал», «не угадал», ошибся, потому что плохо тебя знает. Все равно смириться и последовать его совету еще никому не мешало и не помешает. А может быть, и даже скорее всего, он и не ошибся вовсе…

Чего еще ждут люди? Наверное, иногда улыбки, быть может, приветливого, теплого слова, может, юмора или шутки — услышать ее от батюшки тоже бывает приятно. Но это все зависит уже от особенностей личности. Батюшки не обязаны быть все сплошь юмористами и одаривать всех лаской. Бывают ведь и строгие по характеру, и жесткие — и от всякого при желании можно получить пользу. Поэтому вывод один: не надо ничего от священников ждать, надо брать то, что тебе уже дают. И благодарить за это.

Это — если ты уже в Церкви. Люди внешние — у них, конечно, совсем другие требования и другой подход. Иные требования удовлетворить невозможно — некоторым людям священники не могут нравиться в принципе, какими бы они ни были и что бы ни делали. Но есть категория людей, к чьему мнению и ожиданиям вполне стоило бы прислушаться. Так, в наши дни люди в особенности ждут от священников нестяжательности — добровольной и искренней, которая не на словах, а на деле отделяла бы их от всеобщей мании потребления и приподнимала бы над миром как настоящих служителей Христовых. Люди хотят видеть священников, которым не надо ничего для себя: именно таким они готовы поверить. Другое дело, что это оправданное требование порой доходит до абсурда и люди начинают отказывать священникам вообще в каком-либо праве на материальное. А священники все-таки не Ангелы небесные, а люди, и у них есть семьи. Поэтому степень озабоченности материальным, наверное, каждый священник должен выбирать для себя сам — так, чтобы совесть его перед Богом не укоряла. Это ведь самое главное.

Некоторые светские люди с особенно активной политической позицией ждут от священников такой же активности. Им непременно надо, чтобы священники обличали неправедные поступки политиков ярко и во всеуслышание. Другие, напротив, требуют, чтоб не лезли не в свое дело. То есть требования прямо противоположные, и если задаться целью удовлетворить их все, то начнется шизофрения. Выход, наверное, один — угождать Богу, так, чтоб совесть не обличала. Но и людей, конечно, слышать. В пределах разумного.

Журнал «Православие и современность» № 27 (43)