Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Нынешний воскресный день посвящен памяти святых отцов ...
Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.Все у вас да будет с любовью (1 ...
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 27 сентября православные христиане празднуют Воздвижение Креста ...

Главная молитва Великого поста

21.03.24

Покаянная молитва Ефрема Сирина звучит на утренних и вечерних богослужениях Великого Поста многократно. Проникая в глубины сердца верующих, мы раз за разом повторяем её слова, смиренно на коленях испрашивая у Господа помощи и милости.

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Составленная в IV веке преподобным Ефремом Сирином, эта короткая, но исполненная глубочайшим смыслом молитва стала символом Великого поста. Её читают в храмах всю святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений, а также в первые три дня Страстной седмицы. В эти дни молитва с земными поклонами включается и в домашнее правило.

Типикон предписывает читать молитву про себя, в молчании, воздевая руки на каждое из трёх прошений и совершая по земному поклону после прошений. В первый раз мы просим, чтобы Господь удалил от нашей души не только сами грехи, но даже дух их. Во второй — обращаемся с просьбой о даровании духа добродетелей. Третий раз мы кланяемся после благословения, завершающего молитву, испросив прежде способность видеть свои прегрешения и не осуждать ближнего. Затем нужно 12 раз поклониться в пояс с краткой молитвой: «Боже, очисти мя грешнаго (грешную) и помилуй мя». В заключение молитва прп. Ефрема читается полностью и следует один земной поклон.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в толковании на этот святой текст писал: «Всегда живём мы и действуем под духовным воздействием двух родов: с одной стороны — благодатное святое воздействие Самого Бога, Ангелов святых, с другой — темным потоком изливается на нас дух сатаны, дух бесовский. И как среди Ангелов света есть Ангелы-носители отдельных добродетелей, так и среди бесов есть носители отдельных грехов. Вот и просит святой Ефрем Бога о том, чтобы благодатью Божией были отогнаны темные, лукавые духи бесовские, которые ведут нас ко греху».